ФЭНДОМ

Бета (или бета-ридер) — человек, который по просьбе автора (или переводчика) читает и редактирует текст перед его публикацией.

Иными словами, редактор, в обязанности которого входит вычитка текста на наличие орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок. Часто также замещает гамму-ридера, указывая автору на фактические ошибки.

Как стать бетой?Править

  • Способ первый (пассивный): опубликовать анкету в разделе «Беты». Для этого нужно пройти тест на грамотность из 20 вопросов. При достижении результата 60% и более правильных ответов появляется возможность публикации анкеты на сайте.
  • Способ второй (активный): пройтись по текстам приглянувшегося автора публичной бетой и ждать, что автор поймет, что вы ему просто необходимы, и сделает предложение стать его бетой.
  • Способ третий (напористый): написать личное сообщение автору с предложением себя в качестве беты.
  • Способ четвёртый (для ленивых): создать анкету в одном из многочисленных сообществ для поиска бет и тихо ждать. Зачастую в таких сообществах есть отдельные обсуждения, где авторы выставляют свои анкеты и указывают примерные жанры/размеры своих фиков, чтобы заинтересовавшаяся бета попала в коварные сети сама предложила свои услуги.

Распространенные заблуждения о бетах и бет о самих себеПравить

1) Чем больше процентов при прохождении теста на грамотность, тем лучше бета.

На самом деле, тест не абсолютный показатель. Кроме того, при желании и усидчивости ответы можно нагуглить; проходить тест каждые 10 дней; попросить грамотного знакомого решить его за вас.

2) У меня 5 по русскому языку, я филолог с красным дипломом и к тому же учитель русского языка — значит, я отличная бета!

По факту, знание правил русского языка еще не делает вас хорошей бетой, потому что ошибки в тексте нужно заметить, т.е. немаловажную роль играет внимательность, а также общий уровень эрудиции для правки фактических ошибок.

3) В обязанности беты входят функции няньки, надзирателя, соавтора и друга.

Каждый автор и бета решают для себя допустимые пределы отношений. Основной функцией беты является вычитка текстов, остальное — на добровольной обоюдооговоренной основе.

4) Автор должен любить меня и носить на руках в благодарность за то, что я трачу время на вычитку и правку его бредовых текстов.

Что бы ни думали о себе беты, но вычитка — дело добровольное и далеко не безвозмездное. На самом деле, у каждого бета-ридера свои мотивы: помочь понравившемуся автору или понравившейся работе, потешить собственное самолюбие, показать всем свое знание русского языка, убить время и пр.

5) Без меня автор — пустое место.

Незаменимых бет не существует. Автор самодостаточен и без беты, потому что продолжает писать, в то время как бета без автора — ничто.